«Отпуск откладывается!» Десятки людей остались без путешествий и без денег, после «попадания в сети» одного из турагентств

Они должны были провести свой отпуск в одном и том же отеле, но встретились в полиции. Десятки людей остались без поездок и без денег после заключения договора с туристическим агентством «Travel & Party» из Республики Молдова, которое «украло» их отпуска.

После того, как компания предоставила им все необходимые документы для поездки и отложила отпуск за несколько часов до отправления, люди обнаружили, что в документах были признаки фальсификации. Из документов и аудиозаписей, с которыми ознакомилась ZdG, можно сделать вывод, что компания не забронировала авиабилеты для лиц, которые связались с ней, и забронировала проживание в другом месте, нежели указанное в договоре. Все закончилось жалобами на компанию в полицию, которая возбудила уголовное дело.

«Ziarul de Gardă» пообщалась с людьми, которые прибыли в пункт назначения, но их выгнали из отеля и вернули домой, потому что у турагентства есть долги, и они не оплатили размещение.

При этом в подобных ситуациях оказались и люди, которые планировали свой отпуск с агентством «Travel & Party» в предыдущие годы, и даже на сегодняшний день не успели вернуть свои деньги.

48 тысяч леев стоил Василию (прим. ред., имя изменено) потерянный отпуск. «Пригоршня денег, выброшенная на ветер», – констатирует мужчина. Семья Василия никогда не позволяла себе отдыхать в другой стране, кроме Украины. В этом году Василий, его супруга, двое детей и несколько друзей вознамерились отправиться на море в Турцию. Таким образом, 13 августа этого года они купили туристические путевки у турагентства «Travel & Party». По договору, подписанному с фирмой, Василий заплатил наличными 47 тысяч леев за отпуск, который должен был начаться 19 августа.

«Мы заработали деньги в стране. Так же из года в год копили, только мы знаем, как»

Днем ранее, 18 августа, семья получила все необходимые документы для поездки на отдых. Однако за несколько часов до вылета администратор компании объявила им, что «их отпуск переносится на 21 августа». Все закончилось жалобой в полицию.

«19 августа я уже понял, что это фарс, обман. Я пошел к ней в офис, где нам сказали, что ее забрала полиция. Мы обратились в полицию, написали жалобу и все. Она ответила по телефону на этой неделе и сказала, что позвонит мне… С тех пор я все звоню ей, и ничего – как будто так и должно было быть», – говорит мужчина.

Василий рассказывает, что за сумму свыше 48 тысяч леев у него остался только договор, ваучер, на основании которого он сдал анализ на Covid-19 и фотография жалобы, которую он оставил в полиции. «Вот и все. Это то, с чем мы остались. С так-называемым «очень хорошим» отдыхом. Пусть Бог пошлет здоровье тем, кто его организовал, и с 48 тысячами леев, пущенными на ветер», – говорит с иронией мужчина.

«Честно говоря, это значительный материальный вред, потому что мы работали и зарабатывали деньги в стране. Так же, из года в год мы копили, только мы знаем как. Может быть, кому-то легко накопить данную сумму, но, позвольте, мы как все… И, понимаете, мне очень жаль моих детей. Это больнее всего, когда уничтожаешь ребенка, мол, он поедет отдыхать, полетает… Мы люди, преданные стране, которые зарабатывают деньги здесь, в стране, и здесь же, в стране, нас обманули», – с грустью говорит Василий.

Мужчина утверждает, что больше всего он хочет, чтобы другие люди не были «посажены на кол. Появляется много людей вроде нас. Есть люди, которые как мы, поскребли по нашим сусекам, как могли, но есть люди, которые взяли кредиты на это дело и должны их вернуть, а кто-то пользуется случаем».

«Отпуск откладывается!»

После того, как пандемия коронавируса украла их отпуск прошлым летом, в этом году семья Спэртару намеревались провести «отпуск мечты в Турции, на берегу моря». Семья собиралась разместиться в том же отеле, куда должна была прибыть и семья Василия.

Татьяна Спэтару

Татьяна Спэтару живет и работает в Кишиневе. Женщина говорит, что ее семья экономила весь год, только для того, чтобы летом они могли позволить себе отдых на берегу моря. Для того, чтобы осуществить свою мечту, они обратились в компанию «Travel & Party», которую нашли в социальных сетях, где были выставлены рекламные объявления с выгодными предложениями. Таким образом, семья оказалась в офисе агентства, где договорилась обо всех деталях туристического пакета. Поскольку ничто не внушало им подозрений, как рассказывает Татьяна, они заключили договор с туристической фирмой и заплатили 24 тысячи леев за долгожданную поездку.

«Мы должны были вылететь 14 августа, она нам пообещала, что к 13 августа выдаст нам все ваучеры, весь пакет документов, которые нам нужно предъявить, и ваучеры на анализы на антигены. 13 августа мы были в офисе. С большим трудом она нас приняла, потому что все у нее не было времени. Присутствовало несколько недовольных людей, они приходили с жалобами. Но все-таки она дала нам несколько ваучеров на тестирование, мы уехали, сделали тесты на следующий день. В тот день, когда мы должны были уже выехать в аэропорт, где мы должны были быть за три часа ранее, мы ехали в машине в аэропорт, когда она позвонила нам и сказала: «Мы сожалеем, ваш отпуск откладывается!» – вспоминает Татьяна.

Тогда администратор компании мотивировала тем, что отель, в котором должна была остановиться семья, якобы продал большее количество билетов, чем доступное количество номеров, которое у него было. Однако она заверила их, что отпуск откладывается всего на несколько дней, так что 19 августа семья должна была выехать в Турцию.

17 тысяч леев за несколько «фальшивых документов»

«Мы снова приехали забрать ваучеры и уже настояли на предъявлении нам документов на отель. Когда она выдала нам эти ваучеры, мы заметили несколько ошибок. То есть, отель был написан неправильно, город: Мы ехали в Аланию, а было написано Кемер. То есть очень крупные ошибки. На все наши вопросы мы получали ответ, что: «Не создавайте проблем, просто предъявите паспорт и все будет хорошо», – говорит женщина, уточняя, что и в этот раз, за несколько часов до вылета, администратор компании сообщила ей, что отпуск откладывается.

Однако семья решила отправиться в аэропорт, чтобы узнать информацию в авиакомпании, с которой они должны были вылететь в Турцию. Там они встретили несколько семей, которые оказались в такой же ситуации. Сюрпризом для всех стало то, что, на самом деле, в базе данных компании не фигурировала бронь билетов на их имена.

Мария (прим. ред., имя изменено) также была в аэропорту в тот вечер. Женщина приобрела в той же компании туристический пакет, идентичный пакету семьи Спэтару, только на двоих. Рассказы Марии совпадают с рассказами Татьяны. После того, как ей дважды сообщили, что ее отпуск был отложен, женщина приехала в аэропорт, чтобы узнать о случившемся. Мария констатирует, что заплатила почти 17 тысяч леев за несколько «фальшивых документов». Узнав в аэропорту новость о том, что туристическая фирма не предоставила ей билет на самолет, женщина решила обратиться как к фирме из Турции, которая фигурирует в документах в качестве компании-посредницы из Молдовы, так и к отелю, где должно было осуществляться размещение, чтобы узнать, существует ли бронирование на ее имя.

«Мы связались 19 августа с отелем «Noxin Delux», и мне сказал, что ничего такого нет, на мое имя, для двух человек, номер не зарезервирован. После этого мы связались с «Summer Tour», неким туристическим агентством из Турции, которое должно было осуществить трансфер, чтобы отвезти нас из аэропорта в отель. Они подтвердили мне, что ваучер поддельный. На их ваучерах совершенно другие номера», – рассказывает Мария, отмечая, что: «Она говорит, что ей врали, но нет. Это мошенничество, с самого начала вы можете видеть по документам, которые нам дали. На договоре, где прикреплен чек, написана гостиница, где мы должны были отдыхать, но на ваучере указан отель, который больше не работает и находится в другом городе».

Документы и аудиозаписи, с которыми ознакомилась ZdG, показывают, что семья Марии оплатила проживание в отеле в городе Алания, Турция, но турагентство из Молдовы произвело бронирование в другом отеле, с аналогичным названием, в другом городе. И все это при условиях, что на авиабилетах, предлагаемых компанией из Молдовы, указывался вылет из Алании, но в авиакомпании уточнили, что на имя Марии на этот рейс нет брони.

«Что меня больше всего расстраивает, так это то, что такие люди все еще работают»

Игорь, молодой человек из Кишинева, решил отправиться отмечать на море, в Турцию, вместе со своей девушкой годовщину отношений. Таким образом, он приобрел «горячее предложение ultra all inclusiv (все включено, прим. ред.)», рассказывает молодой человек, за которое он заплатил 16 тысяч леев, однако, в итоге, остался с «полным разочарованием». Хотя и Игорь, и другие люди, чей отпуск не состоялся, получили от администратора туристической фирмы письма-гарантии, что деньги будут возвращены им в течение 14 дней, этого не произошло.

«Что меня расстраивает больше всего, так это то, что такие люди все еще работают. Мы поехали на следующий день, и она работала. Были люди, которые рассчитывались. И все хорошо, то есть, она работает дальше, ничего не происходит, так устроено законодательство, что ничего не можешь с ней сделать. Знаете, что говорят, мол, все уезжают из Молдовы, потому что их не устраивает жизнь, зарплата, дороги – случается. Но и тогда, когда попадаешь во что-то подобное, и ты прав, а закон ничего не делает. То есть, что еще держит тебя в этой стране?» – с грустью говорит Игорь.

«В полиции, когда мы поехали, было где-то 14 человек»

Андриан Каменщик вместе с семьей и венчальными крестными родителями должен был разместиться в том же отеле, что и семья Спэтару, семья Марии и Василия. Туристический пакет обошелся Андриану более чем в 27 тысяч леев, деньги, которые он сумел собрать с большим трудом, работая за границей.

Андриан Каменщик

«Мы думали, что это не может случиться с нами. У нас была эйфория, что мы увидим море. Когда я приехал в 9:00 утром, 19 августа, на двери было написано, там был лист бумаги: «Все в полиции». В полиции, когда мы поехали, было где-то 14 человек и одна дама, и каждый на нее кидался. И когда я это увидел, я понял, что нас обвели вокруг пальца», – вспоминает Андриан, отмечая, что хотя администратор фирмы обещала вернуть ему деньги, «она продолжала откладывать, пока не перестала отвечать. Она говорит, что ее обманули и что, как только ей вернут деньги, она вернет их и нам».

После того, как и его семья и десятки других семей оставили жалобы в полицию на эту компанию, мужчина выглядит возмущенным тем, что никаких действий предпринято не было, а администратор фирмы продолжает продавать туристические пакеты.

«В четверг или пятницу мы вдвоем были в полиции, у следователя, но он сказал мне, мол, пока ничего, мы собираем доказательства, но вам не нужно приходить, потому что вы нам мешаете. Какие еще доказательства нужно собрать? Вот они доказательства, здесь и сейчас? Доказательства приходят сами. Взгляните на них, у них только наличные деньги? Какие доказательства? Чего еще ты хочешь? Чего ждёшь? Поймать ее, когда другой дает ей деньги в руки, и она говорит, что нет? В тот день, когда мы не полетели 19 августа, она получила деньги от других, и они тоже не полетели. Сегодня они дали деньги, чтобы вечером улететь. И я говорю им: «Вы не полетите. Вы станете завтра в ряд с нами». Так оно и было», – возмущенно рассказывает Андриан.

«Извините, вы должны покинуть отель, она не сдержала своего слова»

Не только те, кто выбрал направление Турция, остались без отпуска. Первый отпуск в жизни Сорины (прим. ред., имя изменено) превратился в кошмар. После покупки туристического пакета от компании «Travel & Party» для отпуска в Болгарии, запланированного на начало августа, и после нескольких переносов, Сорина вместе с мужем и годовалым ребенком прибыла в пункт назначения. Однако вскоре их срочно вызвали на ресепшене отеля, где им сообщили, что их проживание не оплачено. Соответственно, семья связалась с администратором компании в Молдове, которая заверила их, что переведет деньги за пребывание до следующего дня. Тем временем семье разрешили остаться в отеле, но с запретом на выход из номера.

«Ок, мы начали переживать, мы и другая семья, тоже с маленьким ребенком. Мы больше не отдыхали, мы думали о том, с кем столкнулись. Нам сказали прийти на следующий день, в 14:00, но не покидать отель, не ходить на море, не ходить в бассейн, ждать в номере. Мы не выходили все это время, мы не были на море, мы не отдыхали, ничего. Наконец, они приходят на следующий день, в 14:00 и говорят: «Извините, вы должны покинуть отель, она не сдержала своего слова», – вспоминает Сорина.

В то время, как семье сообщили, что она должна покинуть отель, администратор туристической компании в Молдове уверяла женщину, что оплата произведена, и что ей не о чем беспокоиться, и даже призывала ее «отдохнуть». Увещевания проходили на фоне информации, представленной семье туристической компанией-посредницей молдавской компании в Болгарии, которая сообщила им, что их пребывание не было оплачено, и что у фирмы из Молдовы на деле долги перед ними почти в 3 тысячи евро.

«Я дал ей телефон, чтобы поговорить с госпожой Викторией (прим. ред., администратором молдавской компании), и они начали ругаться. У нее был большой долг, где-то 2 тысячи с чем-то евро. И они сказали, что туристы должны уехать: или ты оплачиваешь, или они должны уехать. И она сказала, что организует нам транспорт уже третий день. Я сказал ей, что вечером мы никуда не поедем: «Организуйте наш транспорт на третий день, и мы приедем в Молдову, это не отпуск!»» – рассказывает с возмущением женщина.

«Пусть хотя бы деньги мне вернет. Я уже не говорю о моральном вреде»

В семье Сорины работает только супруг, который является бюджетником, поэтому они с трудом собрали сумму в 27 тысяч леев, чтобы отправиться в свой первый семейный отпуск. Хотя после того, как они вернулись из Болгарии, администратор компании заверила их, что вернет им деньги, и даже писала гарантийные расписки в этом ключе, семья не получила обратно ни одного лея. «Она продолжает лгать… что сегодня я не работаю, а завтра в 9:00… и так далее. Мы хотели нормальный отпуск, так? И… она не вернула мне деньги, пусть хотя бы деньги мне вернет. По крайней мере, за остальные три дня. Я уже не говорю о моральном вреде или о том, что мы не выходили из отеля, что не были на море, о плаче, детях, они… это даже не обсуждается», – говорит огорченная Сорина.

Семья Нямцу также должна была прибыть в Болгарию. Их история берет свое начало в феврале 2020 года, когда они забронировали туристический пакет через компанию «Travel & Party». Пандемия, однако, перевернула их планы с ног на голову, и деньги, которые они заплатили компании, им так и не вернули. Однако этим летом семья договорилась с туристическим агентством, что они все же поедут на море в Болгарию в счет ранее уплаченной суммы, плюс разница в сумме за этот год. В итоге семья заплатила фирме в общей сложности почти 17 тысяч леев, однако до моря они не добрались.

«Эта дама очень некрасиво поступает со всеми людьми, она аферистка. И вы представляете все эти семьи, некоторые, может быть, с детьми, некоторые, может, без детей. Вы представляете, в тот день, когда мы должны были уезжать, у нас и багаж был готов. Ребенок узнает, что мы не уезжаем. Он не понимает, что есть ложь такого рода: «Как же так, мама, мы не едем на море?» Это был стресс и… в конце концов мы остались без отдыха, без денег и обескуражены. Муж работает целый год, и знаете, как это: наступает лето, он хочет поехать, отдохнуть, хотя бы немного…», – говорит сквозь слезы Татьяна (прим. ред., имя изменено), уточняя, что не может позволить себе еще один отпуск, поэтому семья вынуждена ждать до следующего года: «Мы с мужем бюджетники, и это ведь не 10 леев и не 60 леев. Так или иначе бьет по карману».

Взыскание задолженности в судебной инстанции

На портале национальных судов есть ряд споров, в которых фигурирует фирма «Travel & Party», все они касаются долгов турагентства либо перед физическими, либо перед юридическими лицами. Семья Стратон пытается добиться справедливости еще с 2020 года. После того, как в сентябре 2020 года Николай Стратон заключил договор с фирмой «Travel & Party» на два туристических пакета для своей семьи и для своих друзей, они не добрались до места назначения. Николай вынул из кармана почти 42 тысячи леев, сумму, которую до сих пор ему не удалось вернуть в полном объеме.

Николай Стратон

В попытке вернуть свои деньги мужчина обратился в полицию, однако рассмотрение поданного заявления было прекращено. Правоохранительные органы мотивировали свое решение тем, что «спор между вами и туристической компанией «Travel & Party» носит гражданско-правовой характер», и призвали Николая обратиться в суд. Таким образом, семья подала иск в суд, однако пока что судебный процесс не завершен.

«Я надеюсь, что у нас получится вернуть наши деньги. Людей очень много. Но здесь действия должны быть предприняты уже на высоком уровне. Я не знаю, есть ли у них «крыша». Но это уже очень большая сумма. Вероятно, кто-то из тени координирует это. Так, просто-напросто, не может быть. Я вам говорю, что меня обвинили в извлечении выгоды из влияния в 2017 году, и меня судят до сих пор, у них нет ни доказательств, ничего, и они возбудили против меня уголовное дело, а здесь речь идет о колоссальных денежных суммах – и ничего. Все на моей шкуре, представляете, как я себя чувствую? Я бы улетел из этой страны. Давно, может, надо было уехать. Дело в том, что процесс затягивается, и чтобы не получилось, что примерно через три года кто-то спросит нас, какие деньги мы ищем», – говорит Николай.

«Ziarul de Gardă» также пообщалась с людьми, которые заключили договор в 2019 году с компанией «Travel & Party» на поездку в отпуск и которые тоже не добрались до места назначения. Хотя прошло почти три года, люди так и не вернули свои деньги.

По словам лиц, с которыми беседовала ZdG, которые произвели расчет договорных сумм, уплаченных людьми, оказавшимися в этой ситуации, общая сумма ущерба превышает 1,8 миллиона леев.

Долги туристического агентства

Туристическая компания «Travel & Party» была основана пять лет назад, в 2016 году, и управляется семьей Ветрилэ, супругами Викторией и Валентином. По данным Государственной налоговой службы, у фирмы есть задолженность перед государственным бюджетом. По состоянию на 2019 год в туристическом агентстве был только один сотрудник и долги в размере около 1,2 миллиона леев.

Виктория Ветрилы

По информации в социальных сетях, компания работает на улице Митрополита Варлаама в центральном секторе столицы. Там, однако, мы обнаруживаем только заброшенный офис, который указывает на то, что агентство сменило свое местоположение, поскольку панно с названием прежней фирмы были удалены. Из рассказов людей мы узнаем, что в настоящее время компания работает на улице Дечебала в секторе Ботаника, но там мы обнаружили, что дверь заперта. Мы отправились по юридическому адресу фирмы, где, по сути, жилой дом, в котором, по словам соседей, живет мать Виктории Ветрилы, однако нам никто не открыл. На неоднократные телефонные звонки и сообщения о предмете беседы Виктория Ветрилэ не была найдена.

Полиция: Есть еще люди, которых обмануло это туристическое агентство

Полиция открыла уголовное дело на основании жалоб людей. «Ziarul de Gardă» предприняла попытку поговорить со следователем Георге Лукианом, который зарегистрировал жалобы, но тот отказался предоставить информацию и направил нас в пресс-службу Управления полиции муниципия Кишинева. Таким образом, Светлана Скрипник уточнила для ZdG, что 21 августа было возбуждено уголовное дело и что на данный момент проводятся следственные мероприятия.

«Устанавливаются обстоятельства. То есть должны быть проведены санкционированные обыски, а также несколько моментов, которые являются частью расследования, чтобы позже было установлено, как владелец агентства будет привлечен к ответственности. Пока что 30 человек обратились с жалобами, но должны быть еще. Скорее всего их количество увеличится, потому что все еще есть люди, которые были обмануты этим турагентством. Примерный результат подсчета размера ущерба на данный момент составляет около 500 тысяч леев, но, очевидно, сумма будет увеличиваться, пока люди с жалобами на эту фирму все еще обращаются», – заявила Светлана Скрипник.

Редакция ZdG
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.