Борьба с выбросом продуктов: «В наши дни никто больше не должен знать, что такое голод»

По сведениям Национального бюро статистики, в 2018 году в Республике Молдова 23% населения страны находились за чертой бедности. С тех пор, ситуация не улучшилась, а в период пандемии из-за Covid-19 даже ухудшилась. Тем не менее, есть люди, которые не остаются равнодушными. Одна из них Кристина Спыну. Женщина дважды в неделю готовит дома около 10-15 порций еды, которую потом забирают люди, оставшиеся без работы, матери-одиночки и бабушки, которым пенсии не хватает на хлеб.

Но здесь цепочка доброты не прерывается — те, кто приходит, стараются не делать этого слишком часто, чтобы порции еды оставались и для других людей, которые испытывают трудности, или же они берут с собой порцию для пожилых людей по соседству, которые больше не могут выходить из дома.

В 2009 году Кристина находилась в декретном отпуске и была независимым работником. Она продавала онлайн различные рецепты и фотографии конечных препаратов и брала один доллар и несколько центов за материал. Ее семья состоит из четырех человек, поэтому не все, что она готовила, употреблялось.

«Но я не хотела выбрасывать еду»‎, — рассказывает она. — «Я до сих пор не могу ее выбрасывать».

Поэтому она раздавала ее соседям, церкви и нуждающимся людям, проживающим поблизости, которых она знала. Это были первые «симптомы», которые предвещали то, что она делает сейчас.

Кристина Спыну недавно основала Общественное объединение “Frigider comunitar” («Общий холодильник», прим. ред.), которое оказывает помощь в виде продовольственных продуктов людям в кризисных ситуациях

«Единственная помощь, которой многие сейчас хотят, это продукты»

В начале пандемии Кристина создала в Фейсбуке группу Foodsharing in Chișinău («Раздача еды в Кишиневе», прим. ред.). В ней люди могут делиться продуктами, которые им не нужны.

«Может быть у меня дома осталось 200 г риса, 300 г гороха или крупа. Может быть у меня есть один кг лука, один кг чеснока или оставшаяся капуста. Может быть есть половина шоколадки. Я все это собираю — конечно же проверяю срок годности, это даже не обсуждается — фотографирую и выкладываю фото в группе. Иногда их забирают меньше, чем за час»‎, — говорит она.

В то же время она призывает других людей брать с нее пример: собирать то, что есть в кухонных шкафах и на полках и дарить продукты в группе.

«Если нет, то вы можете отдать их мне, и из этих 200 г риса я сделаю две порции плова для нуждающихся детей, например. У кого есть фрукты, овощи — я делаю пирожные»‎, — добавляет она. В последний раз она «спасла» от выброса кусок тыквы с прилавка с фруктами и овощами и сделала из него пирог.

Так, из пожертвований, но в основном на свои сбережения Кристина дважды в неделю готовит обеды для тех, кто оказался в кризисных ситуациях. Пища готовится до обеда, а примерно в 15:00 люди становятся в очередь у ее ворот, чтобы взять пакеты. Продукты раздаются только в одноразовых приборах, и всех предупреждают, чтобы они соблюдали требования, которые ввели власти в связи с пандемией коронавируса.

«Во время пандемии очень трудно…

До сегодняшнего дня единственная помощь,о которой многие мечтают, это не одежда или гигиенические средства, а продовольственные продукты.

Теплые обеды, которые я готовлю, это не только сухой плов, так скажем. Я делаю плов с фаршем и салатом, а если я делаю салат „Оливье”, то из хорошей колбасы и с оливковым маслом. Я считаю, что, если человек нуждается, это не значит, что он должен питаться только крупой или одним видом пищи»‎, — делится своим мнением женщина.

Помимо публикаций с теплыми обедами в группе, Кристина постоянно следит за группой из 30 нуждающихся людей, большинство из которых в возрасте и не имеют доступа к телефону или социальным сетям. Периодически она сама относит им пакеты.

«У меня даже не было денег на хлеб»

Светлана одна воспитывает четверых детей — им 13, 9, 7 лет и, соответственно, 2,5 года. Один из них страдает эпилепсией. Сначала ей было неудобно писать Кристине, но она говорит, что все-таки решилась на это, когда ей было больше нечем кормить детей. Светлана Светлана одна воспитывает четверых детей — им 13, 9, 7 лет и, соответственно, 2,5 года. Один из них страдает эпилепсией. Сначала ей было неудобно писать Кристине, но она говорит, что все-таки решилась на это, когда ей было больше нечем кормить детей.

«У меня даже не было денег на хлеб», — вспоминает Светлана.

Светлана – мать четверых детей. Нужда привела ее к воротам Кристины

Она временами приходит к Кристине, когда в группе объявляют о теплых обедах, особенно учитывая, что пандемия все усложнила, в том числе доступ к продовольственным продуктам. Если до пандемии дети Светланы завтракали и обедали в школе, а то, что они брали у Кристины, оставалось на ужин, то с тех пор, как уроки проводятся онлайн, и во время каникул, им приходится довольствоваться тем, что есть дома.

«Поэтому, когда я открываю интернет и вижу, как Кристина готовит обеды для 8-10 человек… Мы очень благодарны за это, и

так у нас появляется надежда на завтрашний день», — продолжает она.

Подобно Светлане, Инна тоже периодически приходит за теплыми обедами. Она, в свою очередь, самостоятельно воспитывает семерых детей. С тех пор, как началась пандемия, Инна осталась без работы.

Инна (справа) с кульками полные еды от Кристины

«Хорошо, что есть такие люди, которые помогают и заботятся о других. Я прихожу раз в месяц или раз в две недели, потому что есть и другие люди, которые нуждаются в помощи. Дети очень любят сладости», — улыбается женщина.

«Важно, чтобы были такие инициативы, поскольку

люди действительно сталкиваются с голодом — те, кто остался без работы, пенсионеры, одинокие бабушки».

Ольга тоже одна из людей, которые периодически приходят к Кристине за теплыми обедами. «Когда у меня была работа, было по-другому, но во время пандемии ситуация полностью изменилась», — жалуется она. По ее словам, пенсии едва хватает на самое необходимое. В то же время каждый раз, когда Ольга приходит, она старается взять с собой один пакет для соседки с пятого этажа.

Ольга тоже одна из людей, которые периодически приходят к Кристине за теплыми обедами.

«В первой публикации, которую я увидела от Кристины, я прочитала, что мы можем прийти и взять еду, если оказались в трудной ситуации. Было также прикреплено меню по пунктам. Всегда указано время и правила, которые следует соблюдать. Я рада, что есть такая инициатива», — признается она.

«Одна бабушка живет со мной в одной здании, на пятом этаже, ей более 80 лет, и она одна. Она уже даже не может выходить из дома. Я стараюсь ей помогать и приношу ей еду отсюда».

Когда Кристина не готовит, она занимается своей семьей и работает над развитием Общественного объединения Frigider comunitar («Общий холодильник», прим. ред.), которое оказывает помощь в виде продовольственных продуктов людям в кризисных ситуациях.

«Не обязательно готовить большие обеды…»‎

Кристина также отмечает, что сделала некоторые расчеты, связанные с выбрасываемыми продуктами, и эти расчеты заставили ее задуматься. Одно время в ее семье почти 50 кг продуктов еженедельно отправлялись в мусорный бак — «то есть около 200 кг в месяц, и это в Республике Молдова, где 40% семейного дохода тратится только на продовольственные продукты». Однако большие магазины выбрасывают еще больше продуктов, которые могли бы достаться людям, сильно в них нуждающимся.

Обеды, приготовленные Кристиной

«Трудно и почти невозможно связаться с большими сетями магазинов, построить партнерские отношения, ведь у них есть политика — их еда выбрасывается только в мусорные контейнеры. Я пишу и звоню им, делаю небольшие презентации, и да, с трудом, но иногда некоторые реагируют. Некоторые пекари отдают нам непроданный хлеб, и мы раздаем его. Однажды кто-то написал мне и спросил, может ли он взять хлеб для бабушек, которые продают одежду и предметы на улице. В тот день по три буханки хлеба достались 10 бабушкам», — вспоминает Кристина.

С другой стороны, она говорит, что малые отечественные производители более расположены, и что зачастую, когда есть хоть немного желания, люди вспоминают, как заботиться друг о друге.

«Мне нравится это делать. Хотя иногда на глаза наворачиваются слезы — у меня двое детей, и я не могу понять, как не кормить своего ребенка, как он может не видеть печенья или шоколада месяцами. В канун праздников эта печаль ощущается сильнее», — говорит Кристина.

Она отмечает, что все истории людей, которые приходят к ее воротам, впечатляют, и что время от времени их сложно слушать, ведь ей не удается помочь всем, как она того хочет.

«В наши дни никто больше не должен чувствовать, что такое голод. И не обязательно готовить большие обеды. Достаточно немного кофе и пирожных. Я помню, как один раз за синнабонами и кофе пришли две бабушки с Буюкан. Они приехали ко мне за два часа.

Знаете, в этой пище есть эндорфины, и они доставляют нам удовольствие. Итак, я предложила им две чашки кофе и два синнабона с маскарпоне и шоколадом. Бабушки вылетели от меня на крыльях счастья. На крыльях! Если они добрались с трудом, то вылетели с крыльями за спиной. Так приятно видеть такое и дарить хоть немного радости», — добавляет Кристина.

В таких странах как Бельгия, Франция и Италия выброс продуктов стал незаконным. Существуют положения закона, согласно которым за это полагается значительный штраф и даже наказание в виде лишения свободы для тех, кто этот закон не соблюдает.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), около трети мировой пищевой продукции для потребления людьми теряется или выбрасывается. Кроме того, в Европейском союзе, по оценкам, 20% всех производимых продуктов теряются или выбрасываются. И это несмотря на то, что, по данным за 2018 год, на мировом уровне 33 миллиона человек не могут позволить себе качественный прием пищи каждый второй день. По сведениям Национального бюро статистики, в 2018 году в Республике Молдова 23% населения страны находились за чертой бедности.

Алёна ЧУРКЭ 
Фото/ видео: Игорь ИОНЕСКУ   
Видеомонтаж: Андрей МУНТЯН  
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *