«Сотрудники не отстаивают свои права, потому что не знают их или боятся». Интервью с Татьяной Маковей, адвокатом по трудовому праву

Ziarul de Gardă пообщалась о правах сотрудников с адвокатом Татьяной Маковей, которая специализируется на трудовом праве. Она рассказала о категориях людей, которые сталкиваются с самыми большими трудностями при трудоустройстве, о случаях дискриминации, о незаконных трудовых договорах, о незаконном увольнении и о том, как можно подать в суд на эти нарушения.

Когда мы устраиваемся на работу, нас чаще всего волнует, соответствуем ли мы требованиям работодателя, будет ли у нас достойная зарплата, и мы не думаем о том, какие права у нас есть как у сотрудников. Я помню, как, когда мы были молодыми специалистами, парадокс заключался в том, что все работодатели требовали от нас опыта, хотя у нас его не было. Какие люди сталкиваются с самыми большими барьерами, когда пытаются трудоустроиться?

— Раз Вы заговорили о молодых специалистах, можно начать с них. Молодой специалист – это человек, который окончил учебное заведение. Он считается молодым специалистом в течение 3 лет после выпуска. И это правда, что зачастую работодатели включают в объявления о поиске сотрудников тот факт, что у сотрудника должно быть 3-5 лет опыта, и естественно, у молодого специалиста его нет. Чтобы знать, в каких случаях это требование работодателя законно, мы должны исходить из должности, которую предлагает работодатель.

Такое требование работодателя может быть незаконным?

— Да, например, есть молодой специалист в юридической сфере. Если он хочет устроиться начальником юридического отдела, чтобы ему подчинялись сотрудники, то по-моему, в данном случае опыт работы – это законное профессиональное требование, и у работодателя есть веские причины требовать опыт 3-5 лет. Но если молодой человек хочет устроиться юристом или помощником адвоката, то опыт работы зачастую становится дискриминационным условием, ведь логично, что человек, только окончивший вуз, не может обладать опытом работы.

Другие люди, которые сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, это женщины, особенно молодые женщины. Зачастую работодатели двусмысленно спрашивают при трудоустройстве: «Вы хотите выйти замуж? Вы беременны? Вы планируете заводить детей?» Мы прекрасно понимаем, что кроется за этими вопросами. Если сотрудница беременна, то она имеет право взять декретный отпуск и воспользоваться частично оплачиваемым отпуском по уходу за ребенком до 3 лет или даже взять неоплачиваемый отпуск до 4 лет. И все это время работодатель должен держать рабочее место, а затем искать нового сотрудника. И работодатель не хочет все усложнять.

Что должна делать женщина, когда ей задают такие вопросы?

— Разумеется, она должна сказать правду, потому что бывают случаи, когда работодатель имеет право спрашивать женщин, беременны ли они. Ночная работа запрещена беременным женщинам, или это может быть работа во вредных условиях. Но в остальных случаях, если работодатель спрашивает, то женщины могут ответить: «Это моя личная жизнь, и я не думаю, что это имеет значение».

Также с трудностями при трудоустройстве сталкиваются люди предпенсионного или пенсионного возраста, люди с ограниченными возможностями или люди других национальностей. Иногда бывают незаконные отказы в трудоустройстве, когда работодателю не нравится, как Вы выглядите. Он не напишет Вам этого на листе, но найдет другую причину, чтобы не взять Вас.

Мы можем обратиться в суд с такими причинами?

— Да. Если, например, мы подали документы, участвовали в конкурсе и считаем себя достойным кандидатом, соответствовали требованиям работодателя, но получили отказ, мы можем письменно потребовать, чтобы работодатель указал причину, по которой он не взял нас на работу. И этот отказ можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев. Но у нас практически нет таких судебных разбирательств. Допустим, сотрудник обжалует решение и выиграет дело. Он вернется к работодателю, который не хотел его брать. Какой психоэмоциональный климат там будет?

Что мы можем сделать, если работодатель включает в трудовой договор незаконные пункты? Например, без обеденного перерыва или без ежегодного отпуска.

— Индивидуальный трудовой договор – это согласованный договор. Он заключается на основании соглашения сторон. И даже если мы подписали договор, по которому нас лишили определенных гарантий, мы должны знать, что мы все еще можем воспользоваться этими гарантиями.

Если мы члены профсоюза, то на уровне подразделения мы можем обратиться в профсоюз, чтобы он вмешался наряду с работодателем. Мы можем подать жалобу в Государственную инспекцию труда, чтобы она проверила законность действий работодателя. Например, нам не дают ежегодный отпуск, который должен даваться на 28 календарных дней, согласно графику. Допустим, работодатель откладывает этот момент. Да, по закону мы можем отложить отпуск, но бывают ситуации, когда работодатель не дает отпуск в течение многих лет. И в таком случае сотрудник должен подать заявление работодателю и попросить дать ему ежегодный отпуск. Если работодатель дает письменный отказ или молчит, то мы можем подать на него в суд.

Сотрудники, которые пользуются компьютером для выполнения работы, имеют право делать паузу по 15 минут каждые 2 часа. Бывает, что работодатель не знает об этом условии, но согласен на это. Мы не должны считать, что работодатели всегда намеренно нарушают наши права. Иногда есть нюансы, о которых они не знают, но мы должны действовать и требовать соблюдения наших прав. Конечно, сотрудники не отстаивают свои права, потому что не знают их или боятся.

Какие минимальные, основные условия работодатель должен предоставить сотруднику?

— Условия, которые должны быть на рабочем месте, указаны в должностной инструкции, где перечисляются наши права и должностные обязанности. В трудовом праве указаны 8 часов работы, 8 часов сна и 8 часов отдыха. Общее правило заключается в том, что рабочее время должно составлять 8 часов. Но в Республике Молдова есть случаи, когда сотрудники работают 24 часа, и это незаконно. Трудовое законодательство не разрешает круглосуточную сменную работу. Исключением могут быть случаи, когда, по решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям, может быть установлен такой срок. Иначе – нет.

А как же пожарные, врачи, сотрудники неотложных служб?

— Есть правило 8 часов работы. Есть Национальная конвенция о времени работы и отдыха, и в ее приложении предусматривается список работ, на которых сотрудники могут работать 12 часов. И точка. Круглосуточных смен нет нигде. Все остальное – это нарушение трудового права. Даже если у сотрудников есть двойной перерыв после суточной смены, перерыв в 48 часов, это не дает права работодателю привлекать сотрудников к суточным сменам. Это незаконно.

И раз Вы спросили, какие минимальные условия должен обеспечивать работодатель, помимо 8-часового рабочего дня, должен быть обеденный перерыв минимум 30 минут, который не оплачивается, но который работодатель обязан предоставить; минимальная зарплата по экономике; право на ежегодный гарантированный отпуск, и если мы болеем, то работодатель не должен препятствовать использованию этого отпуска; право на еженедельный отдых, то есть суббота, воскресенье; надлежащие условия безопасности и здоровья на работе – все это входит в обязанности работодателя.

Сейчас период масштабных реформ, по крайней мере об этом говорят, и это реформы в учреждениях. По словам властей, они хотят очистить учреждения от некомпетентных людей, от продажных людей. И они жалуются, что закон слишком защищает людей, и что трудно уволить госслужащего. Другая ситуация касается того, что люди, которых увольняют из госучреждений, жалуются на нарушение прав.

— Трудовое законодательство действительно защищает сотрудников. У нас есть ряд юридических гарантий для сотрудников. Уволить сотрудника не так просто. Есть ряд юридических гарантий. Но, например, бывшие сотрудники, которых я защищаю сейчас, и которые обжаловали приказы об увольнении, были уволены из-за сокращения персонала.

Но во всех случаях я доказываю, что это фиктивное сокращение. Что значит фиктивное сокращение? Переименовывается отдел, должность, и создается впечатление, что это совсем другая должность, и таким образом они избавляются от неудобного сотрудника. Чтобы убедиться в том, фиктивное это сокращение или нет, мы не ограничиваемся названием должности или названием отдела или направления, а запрашиваем у работодателя и сопоставляем должностные инструкции.

Представьте себе, что в государственной структуре есть много отделов, и у одной моей клиентки в подчинении были 477 сотрудников. Проводится оптимизация штата, так чтобы в результате оптимизации в новой структуре без моей клиентки оказалось 476 сотрудников. Понятно, с какой целью это сделали, ведь сотруднице сказали: «Ты должна уйти, потому что у нас есть свой человек, и он займет эту должность». Сотрудница ответила: «Я не уйду, я работаю в этой государственной структуре уже больше 15 лет, и у меня всегда есть показатели эффективности. Я не хочу уходить». И что сделали работодатели в данном случае? Не давали ей работу. В течение восьми месяцев человек был на работе с 8:00 до 17:00, и ему не давали трудовых обязанностей. Мы также обжаловали приказ об увольнении в суде и 1 февраля выиграли дело в первой инстанции. Иногда желание привести компетентных новых людей не выполняется в действительности.

Спасибо Вам!

 Интервью брала Наталья ЗАХАРЕСКУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *