«Случись что с генератором и не будет резервного, пострадает вся больница»: медицинская система во время блэкаутов

Материал hromadske

С ноября из-за российских обстрелов объектов критической инфраструктуры без света оставались целые области, предприятия и учреждения здравоохранения. Врачам приходилось выполнять операции под телефонными фонариками, принимать роды в темноте и пересаживать почки благодаря источникам бесперебойного питания и генераторам. Как украинская медицинская система пережила блэкаут — в материале hromadske.

«Роддом в Мариуполе — моя единственная ассоциация с родами во время войны»

Елена должна была рожать 29 ноября. 24-го она почувствовала боли в животе и поехала в роддом. Днем ранее Россия осуществила массированный ракетный обстрел.

«Мы очень долго ехали с левого на правый берег Киева. Не работали светофоры, везде была тьма, — вспоминает Елена. — Мы боялись не успеть, потому что у меня противопоказания к естественным родам, меня должны были прооперировать, мы спешили».

В роддом Елена с мужем приехала в 5 вечера. Прооперировать женщину врачи смогли лишь в десять из-за тревог и проблем со светом. Впрочем, страшно Елене было не столько 24 ноября, сколько в последующие дни после родов. Ребенок родился с внутриутробной пневмонией, поэтому еще несколько дней должен был пробыть в реанимации под аппаратами.

«Мы волновались, чтобы в больнице не выключили свет. Это были дни, когда тревоги звучали одна за другой. Всех рожениц спускали в подвалы вместе с детьми, но нам говорили, что разрешат идти, только когда прилеты будут где-то рядом, потому что ребенка нельзя отключать от аппаратов. Это было очень страшно: ты слышишь это все, но не можешь никуда с ребенком спрятаться, так что приходится просто сидеть и ждать», — рассказывает Елена.

В роддоме женщина пробыла еще две недели. Затем ее с ребенком перевели в «Охматдет». Уже там во время тревог с младенцем на руках приходилось сидеть в подвале.

«Однажды я с ребенком на руках бежала в укрытие под звуки взрывов. Всю беременность я проходила в военный период, поэтому морально была готова ко всему. Страшно стало после ситуации с роддомом в Мариуполе — это была моя единственная ассоциация с родами во время войны», — говорит Елена.

Пандемия как подготовка

Несмотря на массированные обстрелы и отключения света, медицинская система в Украине выстояла и продолжает преодолевать эти испытания, говорит глава бюро ВОЗ в Украине, доктор Ярно Хабихт.

«Мы до сих пор где-то посередине, потому что зима продолжается, как и атаки на объекты критической инфраструктуры. Но я благодарен врачам, медсестрам и электрикам, которые чинят систему. Мы справляемся лучше, чем от нас ожидали», — рассказывает в комментарии hromadske Ярно Хабихт.

Пандемия, которая началась в 2020 году, подготовила украинскую медицинскую систему к таким ситуациям. Сейчас, говорят в Министерстве здравоохранения, каждое учреждение должно иметь альтернативный источник электропитания.

«Начиная с 2020-го, мы обязали больницы иметь такие источники — либо генераторы, либо другие устройства, которые в случае экстренных ситуаций со светом помогли бы заведению работать в обычном режиме. Обычно больницы покупали себе генераторы, кроме того, это было одно из условий контракта с НСЗУ. Когда мы столкнулись с теми отключениями, которые были после массированных атак — когда света не было по 12-24 часов, — то понимали, что больницам нужно усиление — дополнительные генераторы, которые позволили бы работать дольше независимо от того, починили электросеть или нет», — рассказывает нам генеральный директор директората медицинских услуг Минздрава Украины Александра Машкевич.

Во время плановых отключений здравоохранения не отключают от электросети. Больницы подключены к отдельным линиям как объекты критической инфраструктуры. Однако, когда происходят массированные ракетные обстрелы и из строя выходит вся электросеть области или города, больницы тоже остаются без света.

«На такие случаи больницы имеют генераторы. Сейчас более 3 тысяч генераторов уже работают в медицинских учреждениях, и министерство продолжает вести переговоры о закупке и поставке дополнительных генераторов в больницы. Мы также давали рекомендации, чтобы каждое учреждение здравоохранения имело запас горючего, чтобы эти генераторы заправлять, поэтому для пациента фактически ничего не изменилось. Если ему нужна медицинская помощь, он ее получит», — говорит Александра.

Елена с сыном Тимофеем
Елена с сыном Тимофеемhromadske

«Генератор — как маленький ребенок, за которым нужно следить, чтобы не заболел»

Ирпеньская районная больница сразу же после деоккупации города получила генераторы от ВОЗ. Горючее для них покупают за деньги местного бюджета. Сейчас генераторы есть у каждого структурного подразделения. В поликлинике их даже несколько. Один — основной, более мощный, другой — резервный.

«В вечернее время в поликлинике почти никого нет, поэтому мы используем менее мощный генератор и экономим ресурс. С помощью системы мониторинга я вижу на экране, какой генератор включился, в какой час и какой расход топлива», — рассказывает директор Ирпеньской больницы Антон Довгополов.

Однако генераторы выходят из строя, потому что не рассчитаны на круглосуточную работу. После одного из блэкаутов в больнице генератор даже сгорел. Но это было некритично, поскольку работу оборудования обеспечил запасной.

«Не так страшны отключения, как все эти нюансы, связанные с альтернативными источниками обеспечения светом. Это как маленький ребенок, за которым нужно следить, чтобы не заболел. Потому что если он болеет, то страдает вся семья. Случись что с генератором и не будет резервного, пострадает все медучреждение», — подчеркивает врач.

Больше всего в больнице боятся не отключений электричества, а обстрелов: «У нас нет необходимых укрытий, а из резервов местного бюджета и за свой счет оборудовать их невозможно».

_____________

После родов Елены прошло уже три месяца. Сейчас ее сын Тимофей здоров и чувствует себя хорошо. Елена радуется, что те страшные дни сын не будет помнить, а сама она вспоминает их как ужас.

«Его состояние тогда было тяжелым, а все эти события только прибавляли тревожности. Ребенок был под ИВЛ. Вы понимаете, как для нас было важно, чтобы в больнице не выключали свет?» — спрашивает Елена.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000