«Во всей процедуре хаос». Как граждане (не) могут купить дрова

Недавно была запущена платформа lemne.md, которую Правительство представило как «информационную систему по управлению процессом распределения дров в Республике Молдова, полезную для граждан и для мэров населенных пунктов». Теперь у людей есть доступ к данным об имеющихся дровах, об их стоимости, а также к контактам человека, к которому они могут обратиться для покупки необходимой древесной массы.

ZdG связалась с несколькими представителями леснических предприятий, Министерства окружающей среды, а также с представителями органов местной государственной администрации. Мы хотели узнать, насколько доступны дрова и как их можно приобрести. Дело в том, что недавно читатель сообщил нам о ситуации в одном селе Оргеевского района. По его словам, за одну неделю только 20 местных жителей могут купить дрова по списку, который составила мэрия населенного пункта, и люди могут «ждать своей очереди до весны».

Органы местной государственной администрации (APL) играют главную роль в схеме, которую центральные власти составили для того, чтобы обеспечить население дровами на холодный период года. Татьяна Бадан, председатель Конгресса местных органов власти Молдовы (CALM), которая также занимает должность мэра села Селемет Чимишлийского района, считает, что «это с самого начала было ошибкой». Министерство окружающей среды потребовало, чтобы органы местной государственной власти составили «списки желающих» купить дрова. Так ответственность за организацию всего процесса переложили на органы местной администрации.

«Органы местной государственной власти чувствуют неопределенность и большое давление»

«К сожалению, уже сообщили по телевидению и в СМИ, что желающие могут обратиться в мэрии, чтобы потом купить дрова. Я думаю, что это было ошибкой, потому что они не учли, сколько кубометров древесной массы доступно для вырубки в этот период, осенью-зимой», – отметила председательница CALM. Количество, доступное для покупки каждому хозяйству, ограничили лишь тогда, когда мэры сообщили об этом центральным властям, утверждает Татьяна Бадан.

«Во всех населенных пунктах Молдовы люди и нельзя сказать, что они были именно из социально-уязвимых категорий записались, потому что все боятся не успеть и хотят подготовиться к зиме… Когда вмешались местные органы власти, подход изменили, и было сказано, что количество древесной массы ограничат. Тогда они опять попросили нас выбрать из этих списков самые социально-уязвимые категории, а затем остальные социальные категории. Мы, местные органы власти, не можем этого сделать, потому что в селе все нуждаются. Мэру очень трудно быть справедливым. Леснические хозяйства собрались по районам и сообщили мэрам, что один сотрудник мэрии или леснического предприятия должен пройтись по домам и посмотреть, у кого есть дрова, а у кого нет… И сейчас во всей этой процедуре хаос», объяснила председательница CALM.

Она привела пример села Селемет Чимишлийского района, в котором примерно 4 тысячи жителей, включая 700 пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Около 500 человек записались, чтобы купить дрова.

«Органы местной государственной власти чувствуют неопределенность и большое давление. В конце концов, не было четкого механизма распределения. Вот мы должны передать список из 40 человек в леснические предприятия, а старики должны ехать в соседнее село. Кто соберет их, посадит в транспорт, заплатит за 3 кубических метра, чтобы потом люди вернулись в село? Государство могло бы следить за ценами, чтобы они не были завышенными или чтобы не было коррупции в лесничествах. Своего рода „регулирование”…» – считает мэр.

«Но сколько стоит транспорт, работа… Кто будет загружать и разгружать?»

«CALM предложил, чтобы те, кто первым покупает дрова, были самыми уязвимыми: прикованные к кровати люди, у которых никого нет или у кого родственники за границей. Когда они купят дрова, которые им нужны, остальное население тоже сможет купить. Сейчас они пытаются решить эту проблему, но перекладывают этот груз на органы местной государственной власти и на леснические хозяйства. Хозяйства сделали свое дело, нарубили дров и говорят, чтобы мы пришли и заплатили им, а затем поехали в лес, который находится в нескольких километрах от села. Нелегко въехать в лес из-за плохих дорог… Я считаю так: если государство знает, сколько есть древесной массы, то пусть распределят две-три категории, но не больше 3 метров, чтобы мы смогли пережить зиму. А лесники пусть вывезут все дрова, чтобы они были не в лесу, а на окраине и были доступны. Мы не знаем, что сказать людям, и сколько это стоит. Ладно, мы знаем о дровах, но сколько стоит транспорт, работа… Кто будет загружать и разгружать? Мы не знаем, и нам сложно», – сказала Бадан.

Она добавила, что следовало лучше определить роль леснических хозяйств, Правительства и местных органов власти в цепочке покупки дров.

«У нас проблема, которую создал кто-то другой, потому что граждане выбирают мэра и говорят, что мэры должны все организовывать. Это была инициатива Правительства и, возможно, не самая плохая. Но ее не обсудили. И дело скорее не в Правительстве, а в Министерстве окружающей среды. Возможно, поэтому министр подала в отставку. Никто не сказал: „Люди добрые, мы сделали ошибку, простите, но сейчас мы ищем выход. Мы не можем дать дрова всем, потому что их не хватает”», – отметила председательница CALM.

Дрова для 20 человек в неделю? «Люди не были готовы поехать и вывезти дрова из леса»

Читательница из села Кукурузень Оргеевского района сообщила редакции, что в этом населенном пункте представители мэрии говорят людям, что дрова можно будет купить по списку заранее зарегистрированных, и что на одной неделе только 20 человек смогут поехать в лес и забрать дрова. «Мы будем ждать очереди до весны», заключила читательница ZdG. Мы связались с Виталием Жосаном, начальником лесничества Селиште при Оргеевском лесническом предприятии, куда люди из Кукурузень должны поехать, чтобы купить дрова. Он сказал, что распределение дров «происходит медленно», потому что сейчас еще идет вырубка.

«Это происходит медленно, потому что сейчас идет вырубка, а когда мы ведем учет древесной массы, мы сообщаем об этом мэриям, которые стоят в очереди… Я думаю, что люди успеют купить дрова, потому что вырубка только началась в июле. Если в течение одной недели примерно 100-120 хозяйств покупают дрова, то к концу июля, возможно, запасы увеличатся… У нас также есть мягкая древесина, которую мы предлагаем мэриям, но они не хотят ее… Например, сегодня 20 человек приехали из села Зориле, но они не смогли забрать дрова, потому что в лесу грязь. Все зависит от запасов и от погоды… Спрос стал выше, чем в прошлом году, потому что подорожал газ. Сейчас в списках даже люди, у которых есть дрова, но которые покупают еще, как принято у молдаван», – утверждает Жосан.

Согласно информации с сайта lemne.md, для коммуны Кукурузень на складе есть более 440 кубометров дров. Твердая древесина стоит 700 леев за кубометр, а мягкие виды – 450 леев. Согласно платформе, запасы обновлялись в воскресенье, 18 сентября, хотя данные должны вносить каждый день. В коммуне Кукурузень население составляет более 1700 человек, и в списке мэрии более 300 хозяйств, которые хотят купить дрова. Однако лесничество сообщило представителям мэрии, что на этой неделе оно не сможет продавать дрова.

«Ничего не дают. Нам позвонили из лесничества только один раз и сказали об этом. На этой неделе не дают. Они сказали нам подождать и пообещали сообщить, когда у них будут нарубленные дрова, и когда наша очередь придет во второй раз. Но я все равно думаю, что только 20 человек смогут брать дрова – больше не разрешат. До сих пор только 11 человек купили по 3 кубических метра. Люди не были готовы поехать и вывезти дрова из леса. Есть проблема с транспортом, чтобы забрать дрова из леса…» – сказал представитель местной мэрии.

«Я хочу сказать, что люди становятся избалованными, ищут толстую акацию, а на посадку никто не приходит»

Штефан Фокша, администратор Тараклийского лесоохотничьего предприятия, утверждает, что в понедельник, 19 сентября, на территории лесничества не было и 12 кубометров дров. В Тараклийском районе были самые маленькие запасы дров. Фокша сказал, что он «отправил жителей региона в Кагул, Хынчешты или Бендеры, где большие запасы».

«На этой неделе мы начинаем вырубку твердых видов, и у нас будет больший объем. У нас есть списки, составленные на предприятии и в мэрии, но там очень большое количество, и мы не можем его предоставить. Мы перенаправим людей, которым не хватит, к нашим коллегам, дальше. Дрова будут, потому что начинается эксплуатация лесных участков, если не здесь, то в Кагуле. Никто не останется без дров, лишь бы были люди, которые смогут их рубить. У нас нет рабочей силы. Перед нами поставили задачу № 1 – работать день и ночь, но собрать древесную массу. Мы постараемся найти дрова, начиная с гигиенических работ. Мы будем вырубать за счет 2023 года. Я хочу сказать, что люди становятся избалованными, ищут толстую акацию, а на посадку никто не приходит. У них есть земельные участки, но они не хотят их засаживать. У нас только 3 тысячи гектаров», – утверждает Штефан Фокша.

«До сих пор в мэрии не составляли списки, а каждый человек приходил, и всем хватало, и даже оставались запасы на год. Но сейчас, я не знаю, началась паника»

Чтобы купить дрова, жители города Теленешть должны связаться с Николаем Жигня, представителем Теленештского леснического предприятия. Николай Жигня утверждает, что единственный способ удовлетворить спрос на дрова — начать вырубку, запланированную на 2023 год, до конца 2022 года.

«У нас есть запланированные работы до 1 октября, а сейчас мы получили разрешение на четвертую четверть года – более 230 кубометров на все лесничество. Это не очень большое количество. У нас примерно десять населенных пунктов и город Теленешть. Есть списки из мэрии, и мы в первую очередь выбираем социально-уязвимых людей, а затем, если у нас будут дрова, мы дадим и остальным. Мы продавали и в августе, но сейчас у нас мало дров, и мы даем их по списку. На сегодняшний день на складе 20 кубометров. Я думаю, что в ноябре нам дадут разрешение на вырубку, запланированную на 2023 год. Если нам дадут разрешение, я думаю, мы обеспечим всех дровами, потому что там большое количество… План такой же, и в прошлые годы мы вырубали столько же. До сих пор в мэрии не составляли списки, а каждый человек приходил, и всем хватало, и даже оставались запасы на год. Но сейчас, я не знаю, началась паника. Мы надеемся, что, если будет вырубка, запланированная на первую четверть 2023 года, то мы обеспечим всех дровами», – считает Николай Жигня.

Министерство окружающей среды: «По оценкам специалистов из „Молдсилва”, есть достаточно дров, чтобы удовлетворить спрос»

Влад Мадан, главный консультант в Министерстве окружающей среды, ответственный за связь со СМИ, утверждает, что механизм распределения дров остается таким же, как и в прошлые годы: люди приезжают в лесничества, оплачивают, а затем забирают древесную массу и уезжают.

«Летом запретили продавать экономическим агентам, потому что они диктовали цены на рынке. Что касается того, что в некоторых лесничествах нет дров, можно списать это на момент, потому что уже началась вырубка, а значит вскоре запасы пополнятся», подчеркнул представитель министерства. Чиновник заявил, что Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) обсуждала возможность пополнять запасы из других лесничеств. «На этой неделе будет проведен текущий анализ запасов, и тогда лесничества, у которых меньше дров и большой спрос, будут пополнены… Спрос выше на твердую древесину, но в большинстве лесничеств есть доступные запасы мягкой древесины, которая доступнее по цене, и граждане могут покупать ее сегодня. Мягкие виды древесины это альтернатива для существующего спроса…» утверждает Мадан.

В ответ на вопрос о том, как будет происходить покупка дров, Мадан сказал, что «из всего этого уравнения должны исчезнуть местные органы власти, поскольку их задачей было составить список, чтобы министерство смогло определить древесную массу, необходимую для холодного времени года. Здесь должна была закончиться история с местными органами власти».

«Как только эти списки были составлены, это должно было стать отправной точкой для местных органов государственной власти, у которых тоже есть защитные лесные полосы у дорог. И они могли бы дополнить необходимое количество древесной массы, если в некоторых местах сейчас недостаток… Я не знаю почему, но наши коллеги из СМИ в основном передавали неполную информацию, и люди подумали, что им будут привозить дрова домой», – утверждает консультант в Министерстве окружающей среды.

В то же время Мадан сказал, что списки, составленные в мэриях, используются только в «некоторых лесничествах, в которых сейчас недостаточно древесной массы для спроса». В остальных же местах граждане могут приехать, когда захотят.

«В южных и северных районах меньше дров, потому что там маленькие лесные площади. После заседания КЧС будет принято решение, а процесс обеспечения всех людей древесной массой еще продумывают… По оценкам специалистов из „Молдсилва”, есть достаточно дров, чтобы удовлетворить спрос. До этого года был вариант поехать прямо в лесничество, но также были посредники. Многие из нас обращались к посредникам, которые просили двойную цену и привозили дрова к Вам домой. Сейчас, чтобы контролировать цену на дрова в нашей стране, посредников исключили. Разумеется, определенной категории людей трудно привозить дрова домой», – подтвердил Мадан.

Мы спросили, не говорили ли представители Правительства, что эту «категорию людей» в первую очередь обеспечат дровами. Мадан ответил, что органы местной государственной власти должны «обеспечить определенную часть людей, которых они знают в населенном пункте». «Либо предоставить им транспорт, либо отправить людей или дать денег, на усмотрение местных органов власти. Мы не можем выполнять их работу и доставлять этой категории людей дрова домой», заключил представитель Министерства окружающей среды.

Сотрудники ZdG связались с директором Агентства «Молдсилва» Валерием Кайсыном и спросили его о том, как население будет покупать дрова. Тот сказал, что центральный орган власти «в целом хорошо справляется», но «борется с деталями».

Сайт lemne.md содержит информацию о доступных запасах дров

В четверг, 15 сентября, Правительство сообщило о запуске онлайн-платформы lemne.md. В настоящее время в Республике Молдова доступно более 27 тысяч кубометров дров, согласно данным с сайта. По словам властей, это информационная система для управления процессом распределения дров в Республике Молдова, «полезная для граждан и для мэров населенных пунктов». По решению КЧС от 5 сентября, каждое хозяйство может купить до 5 кубометров древесной массы. В зависимости от доступных запасов в лесничестве, к которому относятся населенные пункты, люди могут купить 5 кубометров в один транш или в два транша (3 кубометра в сентябре-ноябре; 2 кубометра в декабре-феврале). По данным, представленным на сайте lemne.md, самая высокая цена на дрова на Комратском лесническом предприятии – 875 леев за один кубометр. Самая низкая цена в Природном заповеднике «Прутул де Жос» – 450 леев за кубометр.

Зайдя на веб-сайт www.lemne.md, граждане могут найти информацию о ближайшем лесничестве. Таким образом «процесс обеспечения населения дровами становится легче», как сказано в пресс-релизе Правительства. Чтобы узнать, какие лесничества обслуживают тот или иной населенный пункт, люди должны воспользоваться поиском на lemne.md. Указав населенный пункт, заинтересованные лица могут узнать название и точное расположение лесничества, контактное лицо и его номер телефона, получить информацию о запасах, доступных для продажи, а также о ценах, установленных лесничеством для каждого вида дров.

Кроме того, на сайте lemne.md можно найти ответы на часто задаваемые вопросы, например о том, какое количество древесной массы можно купить, сколько она стоит, и какие решения приняла КЧС в отношении плана действий по обеспечению дровами в холодный период 2022-2023.

  Оксана РОШКА 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000