«Коррупция в наших странах не сильно отличается»

Интервью с Актилеком Капаровым, журналистом из Кыргызстана, про коррупцию, доступ к информации, прессинг и войну

Актилек Капаров, журналист редакции «Temirov Live». До 2021 года работал в кыргызстанской редакции factcheck.kg. В 2016 году окончил международные отношения в Бишкекском Гуманитарном Университете.

— В первый день, когда Вы пришли к нам, Вы обратили внимание на то, что у нас у входа стеклянная дверь. Вы спросили не боимся ли мы. Почему вы задали тогда этот вопрос?

— В целях вашей безопасности? Насколько вы обезопасили себя, насколько обезопасен от недоброжелателей ваш офис, ваше оборудование?

— Были ли у Вас случаи, когда Ваша безопасность или безопасность Вашего офиса была под вопросом?

— У нас работа такая, что мы, в первую очередь, должны задуматься о безопасности. Мы считаем, что если твоя безопасность обеспечена на достаточно высоком уровне, то и работу будешь делать качественно. Если будет безопасность, то будет всё.

— Так как мы сейчас заговорили о безопасности, то давайте сравним Молдову и Кыргызстан, в чем схожесть, но и отличия в плане защиты прав человека, борьбы с коррупции между нашими странами?

— Думаю, что во всех странах бывшего СССР ситуация схожая, очень много общего и в плане тем, и в плане менталитета, общения, жизни. Например, Кишинев очень похож на наш Бишкек – нашу столицу, такие же улицы, даже брусчатка. Очень много схожего и в позитивном плане и в не очень позитивном плане. Люди светлые, добрые.

— Если все же говорить об отрицательных сторонах. Из того, что Вы читали в наших новостях о коррупции, и политике. Что общего между нашими странами в этом плане?

— Коррупция в наших странах не сильно отличается. Мы пишем очень много выпусков делаем про непотизм, про кумовство, про то, как родственники некоторых чиновников неожиданно тоже становятся чиновниками или делают неожиданный скачок по карьерной лестнице. Я думаю, что у вас то же самое по этому поводу: по госзакупкам, по роскошным домам, виллам, пентхаусам. Это все очень похоже. Я не думаю, что у нас есть какие-то принципиальные отличия. Те же прогрессы, даже в работе журналиста. У нас журналисты работают несмотря на прессинг, у нас открытое гражданское общество, которое, несмотря ни на что, высказывает свою точку зрения, дают альтернативу, критикуют.

Если Вы заговорили о прессинге, то давайте поговорим о том, насколько свободно действуют журналисты в Вашей стране? С какими проблемами они сталкиваются в ходе своей работы? Например, в Молдове у журналистов ограничен доступ к информации, многие СМИ политически ангажированы, политики, в целом, пытаются повлиять на журналистов. Сталкиваются ли кыргызские журналисты с подобными проблемами и как они с ними справляются?

— Если рассказать на примере нашей редакции, то 20 января этого года наша команда опубликовала очередной материал про сомнительные делишки родственников главы спецслужбы.

Через два дня у нас в офисе спецназ подкинули наркотики и арестовали нашего руководителя Болота Темирова, потом возбуждают уголовные дела, следуют угрозы. Но несмотря ни на что, ни на критику, ни на угрозы, ни на уголовные дела, ни на прослушки, ни на дискриминацию, мы работаем. И таких как мы в Кыргызстане людей много. В связи с этим могу с уверенностью сказать, что у нас гражданское общество активное. Я думаю, что и в Молдове. Что касается открытого доступа к информации, то у нас тоже есть проблемы в этом плане, например, с этого года деклараций об имуществе чиновников уже нет в открытом доступе и не только это. Достать информацию будет сложнее, но несмотря на эти препятствия мы продолжаем делать свою работу на достаточно высоком уровне. Я думаю, что это не барьер (в работе, прим. ред.). Скорее, наоборот, это интригует нас, затягивает в работу, в поисках других путей, альтернативы.

— Сейчас все чаще в соцсетях, русскоязычные, но и Министерство иностранных дел Российской Федерации утверждают, что население, говорящее на русском языке, гнобят в Молдове, что они подвергаются дискриминации. Вы находитесь в Молдове более недели. Сталкивались ли Вы за это время с подобными проблемами?

— Нет, не было такого. Никто не дискриминировал по языковому признаку. В этом плане никаких проблем не увидел, только пограничник в аэропорту что-то спросил по-румынски и мы не поняли. Но в городе, в магазинах ни разу не столкнулся с этим.

— Как Вы думаете, с чем связаны эти заявления со стороны официальных лиц?

— Возможно, это в политических целях. Может, их информаторы так преподносят, разные версии могут быть.

— Более полугода назад Россия напала на Украину. Как в Кыргызстане, стране, расположенной в Азии, смотрят на эту войну? Что думают об этом люди? На чьей они стороне и как они это мотивируют?

— У наших людей мнения, позиции по этому поводу разные. Я не могу однозначно сказать, что все поддерживают войну. У людей различные мнения: кто-то поддерживает, кто-то нет, кто-то занимает нейтральную позицию, кому-то вообще до этого нет дела.

— В результате воскресных столкновений на границе Таджикистана и Кыргызстана, было объявлено о почти 100 погибших и более 150 раненых с обеих сторон. За последние 20 лет на границе произошло почти 100 столкновений, число жертв по обе стороны растет с каждым годом. Кому нужна эта война и кто от нее выигрывает?

— Кыргызстан – демократическая страна. А конфликты на границе не несут пользу простым кыргызстанцам и таджикистанцам. Но 14 сентября этого года диктатор Эмомали Рахмон (президент Таджикистана, прим, ред.) организовал атаку на Кыргызстан. В результате сожжены и разрушены сотни домов и социальные объекты, убиты женщины, дети. По состоянию на 19 сентября, в результате нападения режима Рахмона погибли 59 кыргызстанцев, пострадали свыше 160 человек. Я считаю, что агрессия Эмомали Рахмона – это спланированный вооруженный акт! Диктатор Рахмон напал и на демократию в Кыргызстане, на свободу слова и на права человека! Нам с коллегами-расследователями необходимо раскрыть сущность этого диктора, выявить коррупционные схемы Рахмона и его близких, раскрыть его преступления против таджикского народа, а также найти его недвижимость за рубежом.

— Что Вам больше всего нравится в Молдове?

— Темп жизни, очень спокойный. Я торопящихся людей на улице, может они и есть, но пока не видел. Люди спокойные, добрые и очень много танцуют на площади.

— А что Вам не нравится?

— Тротуары. Из-за плохих тротуарах многие люди ездят на велосипедах и на самокатах на трассе, это несет определенные риски. Рисков ДТП, я думаю, стало бы меньше, если бы обновили тротуары.

— Благодарю Вас!

Интервью брала Ольга БУЛАТ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Одиннадцать журналистов за решеткой: Кыргызстан вступает в новую эру репрессий | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *