Взятка в системе правосудия

Явки с повинной прокурора и начальницы отдела Апелляционной палаты Кишинева

Прокурор, пойманный на взятке, признал вину и раскрыл обстоятельства, в которых он получил тысячи евро несколькими партиями, чтобы повлиять на судей из Бельцкой апелляционной палаты и Высшей судебной палаты. Сделавшая явку с повинной была сотрудницей Апелляционной палаты Кишинева, она же предложила и предоставила прокурору деньги непосредственно в своем кабинете, в качестве посредницы. После того, как «сделка» провалилась, а лица, которые хотели добиться правосудия с помощью взятки, обнаружили, что они заплатили деньги напрасно, они потребовали их от «посредника» обратно. Поскольку прокурор уже потратил деньги, он не вернул их, а сотрудница Апелляционной палаты не вынесла давления и явилась с повинной в правоохранительные органы, получив впоследствии лишь статус свидетеля по делу.

Тудор Кожокару, прокурор Кишиневской окружной прокуратуры, был задержан прокурорами по борьбе с коррупцией и офицерами НЦБК по обвинению в извлечении выгоды из влияния в конце августа 2017 года. По тому же делу был задержан сотрудник полиции из Яловен и два бывших полицейских. Расследование этого дела началось с явки с доноса посредницы, роль которой состояла в передаче денег от клиента прокурору, сообщает НЦБК в пресс-релизе. Между тем, дело было рассмотрено в первой инстанции, были обнародованы имена вовлеченных лиц, а также обстоятельства коррупционного акта.

Его спросили, сможет ли он «решить вопрос» за 10 тысяч евро

В судебной инстанции прокурор Тудор Кожокару, подавший в отставку из системы в ноябре 2017 года, пока рассматривалось его дело, признал, что он получил, в рамках двух эпизодов, тысячи евро за оказание влияния на ряд судей. Тудор Кожокару заявил судье Иону Морозану из Буюканского отделения Кишиневского суда, в котором рассматривалось дело, что состоял в «коллегиальных» отношениях с Кристиной Чебан, главной специалисткой и начальницей Экспедиторского отдела Апелляционной палаты (АП) Кишинева. В конце 2016 – начале 2017 года она подошла к нему и сообщила, что у нее есть двое знакомых, бывших полицейских, осужденных судом в первой инстанции условно, но в АП они были приговорены к лишению свободы с исполнением приговора. Она спросила, есть ли у него знакомства в Высшей судебной палате (ВСП), чтобы повлиять на судей оттуда и в процессе принятия кассационной жалобы осужденных, с оставлением в силе приговора первой инстанции – осуждения с отсрочкой исполнения приговора. Кристина Чебан сказала прокурору, что если он согласится «решить вопрос», эти лица передадут через нее 10 тысяч евро.

Служащая АП Кишинева ссылается на Олега Череску и Игоря Рэйляну, бывших полицейских Инспектората полиции (ИП) Яловен, пойманных на взятке в июле 2013 года, впоследствии судимых. Они передали деньги, 16 тысяч евро, через Иона Драганчу, который тогда был главным инспектором в ИП Яловен. Тудор Кожокару заявил в суде, что он принял предложение и утверждал, что «у него есть знакомства в ВСП». Таким образом, в конце января – начале февраля 2017 года, Кристина Чебан передала ему сумму в 2,5 евро в своем кабинете в здании АП Кишинева, а впоследствии, в несколько траншей, другие суммы, всего 10 тысяч евро. Все деньги были переданы в кабинете служащей в АП Кишинева.

ВСП отклонила кассационные жалобы. Бывшие полицейские потребовали вернуть деньги

Только вот 28 июня 2017 года судьи Петр Урсаке, Петр Морару и Геннадий Николаев из ВСП отклонили кассационные жалобы, поданные двумя полицейскими, и оставили в силе решение Кишиневской АП, по которому Череску и Рэйляну были приговорены к лишению свободы с исполнением приговора. Впоследствии, Кристина позвонила прокурору, потребовав вернуть деньги, и он сказал ей, что вернет полученную сумму. Согласно информации, содержащейся в деле, из 16 тысяч евро тысяча евро полагалась Иону Драганче, пять тысяч достались сотруднице АП Кишинева, остальные 10 тысяч предназначались прокурору.

На слушаниях прокурор Кожокару признал, что у него есть знакомства в ВСП, но отметил, что «не предпринимал мер по подкупу судей, полагаясь на то, что инстанция самостоятельно примет кассационные жалобы». Он также сказал, что с начала 2017 года по 28 июня того же года не делал звонков судьям ВСП, а деньги, 10 тысяч евро, полученные по частям от Кристины Чебан, не передавал лицам, на которых, как он утверждал, окажет влияние. Он также сказал, что не вернул Кристине 10 тысяч евро, поскольку их у него не было, «но обязался их вернуть».

Сотрудница АП и прокурор «сотрудничали» и по другому делу

Тудор Кожокару и Кристина Чебан сотрудничали и по другому делу. Когда они обсуждали подкуп судей из Бельцкой АП. В ходе судебного разбирательства, прокурор Кожокару заявил, что, будучи в АП Кишинева в конце марта 2017 года, Кристина спросила его, может ли он решить проблему в Бельцкой АП, где в качестве обвиняемого проходил ее двоюродный брат. Она предоставила ему копию приговора, в котором обвинялись три лица, включая Николая Илашку. Изучая приговор, Кожокару пришел к выводу, что по делу Илашку возможна переквалификация. По словам прокурора, через несколько дней Кристина подошла к нему и сказала, что она поговорила с Илашку и он готов дать впоследствии 8,5 тысяч евро. Прокурор признал, что он принял это предложение и признал, что «он знает многих из Бельцкой АП».

Но этот акт коррупции не был доведен до конца. Под давлением полицейских из первого дела, требовавших вернуть 16 тысяч евро, Кристина Чебан вернула только часть, пять тысяч. Впоследствии, на допросе, она заявила, что Череску, Рэйляну и Драганча вынуждали ее вернуть всю сумму, выдвигая ей ряд «ультиматумов». Поскольку Тудор Кожокару не вернул ей 10 тысяч евро, она сделала явку с повинной о коррупционном акте в НЦБК, «понимая, что ее шантажируют и боясь, что с ней что-то случится». Ранее ей угрожали доносом в НЦБК, она была вынуждена написать расписку, в которой признавала, для чего она взяла деньги. Поскольку она явилась с повинной в НЦБК, Кристина получила статус свидетеля, хотя она присвоила часть взятки, и даже инициировала акт коррупции в отношении прокурора Кожокару. Вскоре после явки с повинной, правоохранительные органы задержали прокурора Кожокару, бывших полицейских Череску и Рэйляну и Иона Драганчу, в то время действующего полицейского. Впоследствии все они признали свою вину.

«Причиной отказа было задержание судьи Олега Мельничука»

В ходе судебного слушания, Кристина Чебан предоставила и другие детали о коррупционном акте, в котором она участвовала. Она заявила, что до того, как было назначено первое слушание в ВСП по делу бывших полицейских, прокурор Кожокару пришел к ней в служебный кабинет и сказал, что «слушание будет отложено, поскольку не передана вся сумма, а доверенное лицо последнего в ВСП, в этой связи, подало заявление о перенос». Впоследствии, после того, как кассационная жалоба бывших полицейских была отклонена, Кристина заявила, что она вновь говорила с прокурором Кожокару, который сказал ей, что «кассационные жалобы были отклонены, и что он узнал об этом в преддверии оглашения, когда ему позвонил один человек. Причиной отклонения было задержание магистрата Олега Мельничука (27 июня 2017 года), и то, что все судьи напуганы, и, поскольку деньги были переданы в рассрочку, это их страшило, почему они и отказались принять кассационные жалобы», – сказала Кристина Чебан. Также, в ходе этой беседы, по словам Кристины Чебан, Тудор Кожокару заверил ее, что после редактирования заключительной части мотивированного решения, он сформулирует проект кассационной жалобы от лица защиты в адрес Пленума ВСП и «все будет хорошо», поскольку у Череску и Рэйляну нет другого выхода. Однако экс-полицейские не согласились с этим предложением и продолжали требовать вернуть свои деньги обратно.

В свою защиту прокурор Кожокару сказал, что он «признает содеянное и раскаивается», отметив, что ничего не просил у Кристины Чебан, и что «это была ее инициатива – дать деньги», признав, что он имел «некоторое влияние на ряд лиц и попросил Кристину передать ему денежную сумму», но отрицал, что связывался с судьями их ВСП, утверждая – он ставил на то, что «все решится само собой». Кожокару уточнил, что деньги, полученные от Чебан, были потрачены «на личные цели», и «когда у него будет такая возможность, он вернет деньги».

Прокурор приговорен к тюремному заключению условно. Сотрудница АП подала в отставку

Судья Ион Морозан признал виновными всех подсудимых по делу. Таким образом, прокурор Тудор Кожокару был приговорен к четырем годам лишения свободы с отсрочкой на испытательный срок в пять лет. Аналогичное наказание получил и Ион Драганча. Экс-полицейский Игорь Рэйлеану, находившийся в тюрьме, получил новое осуждение, и, по совокупности, был приговорен к пяти годам и двум месяцам лишения свободы с исполнением приговора. Каждый должен был уплатить уголовные штрафы, а деньги, которые фигурировали в деле в качестве взятки, должны быть конфискованы в пользу государства. Олег Череску был судим по отдельному делу, будучи приговорен, по совокупности, к пяти с половиной годам лишения свободы с исполнением приговора и к штрафу в размере 150 тысяч леев. Николай Илашку, другой фигурант дела, был приговорен к уголовному штрафу в размере 85 тысяч леев.

Между тем, дело достигло Кишиневской АП. Кристина Чебан, явившаяся с повинной по данному делу, ушла в отставку с должности с сентября 2017 года. Она отказалась обсуждать обстоятельства дела, будучи удивлена тому, что ряд подробностей этого дела стали достоянием общественности. «Но кто это обнародовал? Кто это допустил? Как подобное возможно? Мне неприятно и неудобно говорить на эту тему», – сказала нам Кристина Чебан.
Мобильные телефоны Тудора Кожокару отключены, и он не ответил на звонки на домашний телефон, куда мы неоднократно звонили.

Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000